Немного о прогулке. 03.12.2020

Пользу и необходимость прогулок с детьми доказывать не приходится: все знают, что свежий воздух ребенку необходим, и стараются в меру своих возможностей малышей дома не держать. Но давайте присмотримся, как гуляют дети, вернее, как организуют прогулку родители. Одни стараются все время ребенка вести за руку или катить в прогулочной коляске, считая, что так спокойнее и надежнее. Другие предоставляют малышу полную свободу действий, а сами в это время читают, вяжут, занимаются хозяйственными делами

Крайности всегда плохи, и в данном случае—тоже. Излишняя опека, ограничение инициативы воспитывают робость, боязливость, неуверенность в своих силах, а полная бесконтрольность может породить своеволие, необузданность.

Но не только в этом дело. Плохо организованная -прогулка не дает всего того, что она может дать.

Как бы ни был мал ребенок, на каждом возрастном этапе он делает попытки к познанию окружающего. Эти познавательные действия в ранний период жизни строятся на основе ориентировочных реакций, «реакций на новизну», как называл их академик И. П. Павлов. Именно поэтому дети так отзывчивы на все новое, любопытны, восприимчивы.

Уже к концу первого года жизни у ребенка возникают простейшие формы восприятия, памяти, мышления. На втором году малыш овладевает ходьбой, и это физическое приобретение помогает ему вступить в эпоху непосредственного, практического познания и освоения окружающей действительности.

Выходя за пределы своего дома, малыш видит много новых предметов и явлений, начинает в самой общей форме познавать социальный мир, в котором живет. Вот почему прогулка играет огромную роль не только в физическом развитии ребенка, не только удовлетворяет его потребность в движении. Она способствует и его психическому развитию.

Родителей порой удивляет, с каким напряженным вниманием двухлетний ребенок наблюдает за действиями, незнакомых ему людей—маляра, дворника, шофера. Но как иначе мог бы он обогащаться новыми впечатлениями? Где нашел бы столь благодатную пищу для ума, образец для подражательных игр, которые являются в этом возрасте первой ступенью познания и опыта?

Такие наблюдения следует поощрять, привлекая его внимание ко всему интересному. А интересны для ребенка самые прозаические, обыденные ситуации: стайка воробьев клюет зернышки; бойкий голубь купается в лужице; кошка, щуря от яркого света зеленые глаза, греется на солнышке; люди сажают деревья, асфальтируют дорогу— все ново и занимательно!

Приучайте ребенка замечать происходящие вокруг изменения, наблюдать за явлениями природы. Светит ли сегодня солнышко, идет дождь .или дует ветер, холодно или тепло? Обратите на это его внимание, как только вы вышли на улицу,—в момент смены обстановки ориентировочные реакции особенно обострены.

Ребенок способен тонко подметить сезонные изменения в природе, рост растений, появление новых цветов на клумбе. Можно через определенные интервалы времени приходить с ним в парк, сад, на огород и смотреть, что здесь изменилось, причем не только рассказывать ему, но и стараться, чтобы говорил он.

Обращаясь с вопросом к ребенку, взрослый побуждает его к мыслительной деятельности, учит «смотреть и видеть», «слушать и слышать».

С детьми конца второго и третьего года жизни можно уже говорить и о недавнем прошлом (в более раннем возрасте существует только «сегодня»), вызывать воспоминания о виденном и учить выражать впечатления в слове. Это им доступно: ведь в активном словаре ребенка двух лет уже 300—400 слов, а к трем годам —1500!

Лучше, конечно, выбирать для прогулок зеленые массивы, но иногда можно гулять по улице. Малыша увлекает динамичность окружающего: проезжают грузовые и легковые машины; к остановке подъехал автобус; машина поливает мостовую—асфальт стал блестящим...

Детей, и особенно мальчиков, всегда привлекает техника. Если недалеко от вашего дома есть стройплощадка, можно, встав подальше от стройки, в безопасном, но удобном для обозрения месте, посмотреть, как идет работа. Обратите внимание ребенка на то, как подъемным краном, машиной, самосвалом управляет человек.

Такие прогулки обогатят игру ребенка, которая к концу третьего года становится ролевой. Это значит, что ребенок не просто пытается воспроизвести виденную ситуацию, а сам становится «крановщиком», «шофером», «рабочим», изображает конкретных людей, иногда даже называет себя их именами.

И не только явления общественной жизни находят отражение в играх ребенка, а и мир живой природы. Приглядываясь к животным, он использует свои наблюдения для создания образов; изображает скачущего зайчика, летающего воробья, игривого котенка, неуклюжего ми-шутку. Все это тоже обогащает круг понятий и представлений, способствует всестороннему развитию.

Старайтесь бывать и на специальных детских площадках, где имеется несложное оборудование— постройки, напоминающие машину, самолет, паровоз, лошадку, лесенки, стенки из нескольких реек. Здесь есть чем заняться малышу. А если он пассивен, предпочитает стоять в сторонке и смотреть, как играют другие дети, вовлеките его в подвижные игры, поучите походить по доске или бревну, переступать по лестнице, бросать левой и правой рукой мяч.

После физических упражнений необходимы более спокойные занятия. Зимой, например, со снегом, летом—с песком.

Хорошо, если во дворе есть песочница, оборудованная таким образом, что одна горизонтальная, более широкая поверхность служит столиком, на котором ребенок делает «куличики», другая, ниже расположенная, может служить сиденьем, если он захочет отдохнуть.

Дети обычно очень любят качели. Но проверьте, удобны ли они по высоте, имеют ли спинку и не слишком ли велика амплитуда отклонения при раскачивании.

В летнее время на даче оборудовать место для игр на воздухе могут сами родители: принести несколько ведер чистого песка, сделать маленькие скамеечки, вынести детский столик, положить бревнышко или доску для упражнений в ходьбе по ограниченной поверхности.

Увлекательны и полезны игры с водой. Очень удобен для этого резиновый надувной бассейн, но можно использовать и просто широкий таз, корыто. В воду опускаются пластмассовые, резиновые игрушки: рыбки, уточки, шарики, которые малыш вылавливает небольшим сачком, вначале под руководством взрослого, а затем самостоятельно. С детьми трех лет можно проводить и более сложные игры—дать им лодочки для перевозки мелких игрушек или организовать игру с шариками («водное поло») двух цветов. С помощью папочки ребенок должен развести шарики одного цвета в одну, другого—в другую сторону бассейна.

При умелом руководстве взрослого часы, отведенные для прогулки, будут заполнены разнообразными, интересными делами: время надо распределить так, чтобы его хватило и для наблюдений, и для физических упражнений, и для подвижных игр, и для самостоятельных занятий с игрушками.

Часто малыш, как нарочно, начинает увлеченно играть только к концу прогулки и горько плачет, не желая уходить домой. «Вот беда,—говорят родители,— когда собираешься с ним гулять, не оденешь без слез, а с прогулки без слез не уведешь!» Это вина взрослых, а не малыша. Прежде всего, сборы на прогулку не должны быть утомительными. Постарайтесь, чтобы ему не пришлось долго ждать одетым в помещении. Игрушки—совочки, лопатку, ведерко, крупные машины, на которые можно нагружать снег или песок,— приготовьте заранее. Зимой возьмите с собой, запасные варежки, чтобы сменить промокшие; летом захватите бутылочку с кипяченой водой, так как малыш наверняка захочет пить.

Никогда не давайте ребенку новых игрушек, не. начинайте с ним новых занятий перед концом прогулки. А за пять—десять минут до ухода постепенно отвлеките его от игры. И тогда, надо думать, подобные трудности не возникнут.

В ранние годы физическое здоровье и полноценное психическое развитие—факторы не только взаимосвязанные, но и взаимообусловленные. Именно поэтому, воспитывая ребенка, родители должны учитывать не только его физические потребности, но и духовные запросы. Общение со взрослыми, приобретение опыта в освоении мира—первые «университеты» вашего ребенка.

Л. Н. ПАВЛОВА

кандидат психологических наук

Журнал здоровье.